Работа с текстом на уроках литературы

Художественный текст – мир, в котором каждый элемент – клетка целого, элемент внутреннего содержания. Взаимодействие отдельных элементов – формирование смысла. Трудно переоценить смысл слова в контексте произведения. Умение пользоваться словом, понимать его красоту, разбираться в сложных проблемах, поднимаемых литераторами в своих произведениях,- именно в этом заключается направленность работы учителя - словесника.
Количество информации растёт с каждым годом и перед учителем встаёт проблема - научить использовать информацию, переосмыслив её, выделив нужное.
Работая с текстом, дети обретают навык видеть слово в глубокой перспективе целого. При подборе содержания занятий должны учитываться современные условия и задачи воспитания подрастающего поколения, выведение ребёнка из состояния пассивности в состояние активного действия, когда резко возрастает познавательный интерес к предмету, развитие умственных способностей, критическое мышление, растут качественные показатели. Возраст воспитанников и их гипотетическое и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию. Каждое новое поколение, выросшее не просто на других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни и образом жизни людей, описанным в литературных произведениях.
Это - объективная реальность. Временное отдаление грозит превратить в «чужих» для сегодняшних и завтрашних молодых людей героев, на примере которых воспитывалось ни одно поколение.
Вкус теперешнего читателя – зрителя примитивизируется настолько, что захватывающий сюжетный конфликт становится едва ли не единственным объектом эстетического наслаждения. Достоинства всех без исключения произведений, подобранных по программе, заключаются не в хитросплетениях сюжета, а совсем в других художественных компонентах – от виртуозного языка и сложной композиции до живых характеров и нравственно – философских проблем. Кроме того, принципиально иными предстают для сегодняшнего читателя ритм и темп жизни героев.
Так, например, учитель строит процесс воздействия на ребёнка на постоянном, навязчивом сближении, соотнесении опыта жизни и вкусовых оценок подростков с нравственными ситуациями литературной жизни. В процессе освоения программы у детей развиваются навыки критического мышления при чтении: ученик проводит различие между фактическими сведениями и оценочными суждениями, проводит различие между фактами и предположениями, формирует обоснованные заключения, что является основой глубокого проникновения в суть текста. В процессе осмысления текста и целенаправленного развития творческого системного мышления подростки учатся выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действия на основе предварительно выработанного мыслительного проекта. В этих условиях начинают резко противопоставляться друг другу «ставшие» мертвыми знания, в знания легко превращающие информацию и способы мышления, обеспечивающие импровизационное поведение знаний, в создание нестандартных способов их употребления в различных ситуациях.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: